Необычный Ураза-байрам в Москве: мусульмане собрались на поляне

154

Площадку для праздника подготовили в Курьяново

21 апреля в этом году мусульмане отмечают один из главных праздников — Ураза-байрам, завершающий священный месяц Рамадан. В Москве к празднествам подготовились: как обычно, около трех московских мечетей полиция и волонтеры распределяли многотысячные потоки людей. Помимо этого продолжаются поиски удобной площадки для массовой молитвы многих тысяч людей: в этом году власти Москвы обустроили ее на Курьяновской набережной. Однако, похоже, разгрузить районы рядом с мечетями таким образом не удалось.

Необычный Ураза-байрам в Москве: мусульмане собрались на поляне

Три основных московских мечети — Соборная на улице Дурова, Историческая на Большой Татарской и Мемориальная на Поклонной горе — традиционно служат местом моления мусульман Москвы, но большие потоки людей создают некоторые неудобства. Поэтому мысль об альтернативных площадках (по канонам ислама это не обязательно должна быть мечеть, то есть здание храмового типа) давно пришла в голову организаторам праздников.

Так, в 2021 году на Уразу для мусульман было выделено поле в Южном Бутове, недалеко от станции метро «Бунинская аллея», – там собралось около 10 тысяч молящихся. В этом году площадку организовали в другом месте – на стадионе технических видов спорта, который находится на Курьяновской набережной. Это примерно в километре от станции МЦД «Курьяново», на берегу Москвы-реки, прямо напротив сияющих белым камнем храмов Коломенского. На сайте Духовного управления мусульман России этот адрес был указан наравне с тремя традиционными мечетями.

У Соборной мечети, куда на праздники приходит больше всего в Москве молящихся, все в этот день было примерно как в прошлые годы: с самого рассвета, то есть примерно с пяти часов утра, люди стекались ко двору мечети, проходили рамки досмотра, работала торговля: коврики, гостинцы, халяльная еда… В это же время мало кто вокруг новой площадки в Курьяново мог бы заподозрить, что здесь собралось множество молящихся и вообще что на дворе большой мусульманский праздник.

В вагонах метро (до «Текстильщиков»), электрички (до «Курьяново») – ни намека на людей, массово едущих молиться. На выходе с «Курьяново» – тоже: цепочка людей уходит в нужную сторону, но это совершенно обычные москвичи: разного возраста, пола и наружности, без головных уборов и молитвенных ковриков. Что-то «нештатное» есть только в стоящих на каждом повороте гаишниках и в скоплении припаркованных на обочинах такси (которые уже упомянутые гаишники в упор не замечают, даже если налицо парковка в три ряда и как попало). 

И лишь на финишной прямой появляются явные прихожане, спешащие (прямо бегом, да!) на молитву с ковриками наперевес. Люди радостные, поздравляют друг друга с праздником прямо на бегу, а по бокам тротуара тем временем начинает формироваться оцепление из росгвардейцев. Которые откровенно скучают и убивают время, переговариваясь с соседями по шеренге и слушая стендап-шоу по телефонам.

Как и молящиеся, стражи порядка расслаблены: толпы не видно. Мусульмане проходят через рамки, стоящие, пожалуй, лишь для порядка, потому что выкладывать на лоток металлические предметы не приходится. Зато металлических заборов — в изобилии.

За рамками же пространство выглядит так: большая зеленая поляна в центре автодрома (вокруг – незадействованные в празднике трибуны), шатер-кафедра для проповеди, перед ней – несколько тысяч человек, многие из которых в жилетках волонтеров Духовного управления мусульман. Место просторное, с погодой тоже повезло. Только никакой торговли, в отличие от проспекта Мира, тут нет: забыл молитвенный коврик – страдай. Есть лишь кубы для пожертвований: Ураза – праздник милосердия и милостыни.

Именно об этом говорит проповедник после молитвы. Как и положено, молитвы эти – коленопреклоненные, так что традиционные для СМИ немусульманских стран кадры со многими сотнями одинаково припавших к земле людей можно было снять и здесь.

Почти сразу после окончания молитвы и краткой проповеди люди начинают расходиться. Кто постарше – несет под мышкой молитвенные коврики, кто молодой и современный – коврик в рюкзак, а в руку смартфон. На короткий миг кажется, что вот сейчас-то будет настоящая толпа, как у Соборной мечети, – но нет: коридоры из металлических заборчиков спланированы грамотно, а сразу у выхода со стадиона ждут рейсовые, но загодя накопленные под такое дело автобусы.

– Все сели? Поехал! – дают отмашку шоферу автобуса бородатые волонтеры. И через полминуты подъезжает следующая «гармошка».

– С праздником, Азиз! – две женщины в оранжевых жилетках приветствуют коллегу, который только что вышел с молитвы. Высоченный немолодой уже мужчина, тоже с ковриком и в тюбетейке – настоящий богатырь-коммунальщик, – жмурится на солнышке и никуда не спешит: он уже на работе.

– Я живу в Щербинке, – рассказывает «МК» ожидающий автобуса Ильхом, уроженец Узбекистана. – Работаю на стройке водителем. На праздники раньше ездил в мечеть в центр, но там очень много народа, не войдешь, и ехать далеко. То, что сделали, – хорошо, только жалко, что далеко от станции.

К станции «Перерва» мусульмане подъезжали уже как совершенно обычные москвичи: модные куртки в диапазоне от спортивных до коротких пальто, у всех без исключения в руках телефоны. Опознать верующих можно было только по характерным шапочкам.

Но в идущий от «Перервы» на северо-запад поезд МЦД в районе Трех вокзалов все-таки зашла именно та толпа, которой пытались избежать власти. Да, они дошли до Комсомольской площади от проспекта Мира, от Соборной мечети. Да, у Соборной опять были толпы. Почему? Наверное, потому что Соборную знают все, а о новой площадке (к тому же находящейся неблизко) широко не объявлялось. Выводы из этого – благо наблюдателей на площадке в Курьяново было много, – наверное, будут сделаны.

Поэтому – мусульман с праздником, и посмотрим, как эволюционирует система к Курбан-байраму.  

Источник: www.mk.ru

Комментарии закрыты.