В Москве заново засияли шедевры архитектуры

28

Закончена комплексная реставрация трех уникальных памятников

В последние годы, несмотря на грандиозное строительство, под которое требуется все больше свободных земель, к историческому наследию Москвы у властей трепетное отношение. Делается все, чтобы сохранить архитектурные, культурные и исторические памятники столицы. Ведется колоссальная, кропотливая работа по реставрации разрушенных или находившихся в неправильной эксплуатации старинных зданий, клубов, особняков, усадеб… По случаю старта в столице очередных, уже 24-х по счету Дней исторического и культурного наследия корреспондент «МК» посетил три восстановленных исторических объекта.

В Москве заново засияли шедевры архитектуры

Фасад Дома Г.А. Палибина.

Корреспондент «МК» побывал на трех объектах, которые участвуют в акции. День старта мероприятий в рамках акции выбран не случайно: 18 апреля — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест.

Усадьба Четверикова–Малютина–Елагиной располагается в Подсосенском переулке. Кто строил здание в 1780 году, неизвестно. Это одно из исторических мест в Москве, документов по которому практически не сохранилось. Начиная со второй половины XVIII века здесь был центр старообрядчества. Как рассказал экскурсовод Вадим Савенок, здесь можно наблюдать старомосковские традиции купечества, прежде всего старообрядческого, — «мой дом — моя крепость», а «всякие новомодные европейские вещи с открытым двором тут не прижились».

В Москве заново засияли шедевры архитектуры

Потолок одного из залов в усадьбе Четверикова-Малютина-Елагиной, где сейчас располагается киношкола.

Документы свидетельствуют о том, что в 1817 году усадьба принадлежала четырем разным купеческим семействам. Позже все скупит и начнет перестраивать один из представителей известного купеческого рода Четвериковых — московский купец Герасим Васильевич Четвериков. В 1850-е годы этот участок покупает купец Малютин, а еще позже перестроенный наследниками Малютина особняк становится достоянием известной А.Я.Елагиной — владелицы одного из главных литературных салонов старой России.

В 2017 году власти передали усадьбу для размещения в ней Школы кино и телевидения Федора Бондарчука «Индустрия». В том же году на деньги организаторов киношколы была проведена реставрация. Были отремонтированы металлическая кровля, напольное покрытие, лестницы, отреставрированы лепной декор и белокаменный цоколь, покрашены стены и потолки… Когда входишь в этот особняк, то понимаешь, в чем его уникальность: за фасадом вроде бы обычного старинного здания, коих в Москве очень много, скрываются удивительной красоты комнаты с лепниной, а особенно поражает воображение столовая с расписанным потолком.

Второе восстановленное историческое место — жилой дом Г.А.Палибина. Он находится в одном из переулков рядом с Плющихой. Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином был построен в 1818 году и сейчас является одной из старейших деревянных построек Москвы, памятником московского деревянного ампира начала XIX века. Удивительным образом деревянный особняк удалось сохранить до наших дней. Здание признано объектом культурного наследия России. Название свое он получил по имени первого хозяина — коллежского советника Гавриила Александровича Палибина. Фасад оформлен в традициях позднего московского классицизма, главные его украшения — лепной декор над окнами.

О владельце сохранилось немного сведений: известно, что он был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны, не имел семьи, был небогат. Скончался 24 ноября 1844 года в возрасте 76 лет, похоронен на кладбище при Спасо-Андрониковом монастыре.

С начала 1980-х годов здание находилось в ведении Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР), на его территории размещались мастерские, а также проходили различные выставки. В 2018 году здание было передано фонду Святого Архангела Михаила для проведения полноценной реставрации.

«Объект был признан аварийным, — рассказал председатель попечительского совета фонда Ярослав Горковенко. — Мы его отреставрировали за пять лет за счет личных средств и пожертвований друзей фонда, для этого мы наняли штат дипломированных специалистов-реставраторов».

В 2023 году все работы были завершены. По словам Горковенко, фонд дал вторую жизнь особняку, а до них в нем 38 лет проработал уникальный человек — Савелий Васильевич Ямщиков, который «в непростой советский период был основателем реставрационной деятельности предметов религиозного плана». «Мы, по сути, продолжаем его дело», — сказал Горковенко. Фонд сохранил его мемориальный кабинет и дружит с его дочерью.

Сейчас в трех небольших залах дома Палибина выставлены уникальные иконы, вышитые вручную мельчайшим стеклярусом (стеклянными трубочками размером менее 1 мм в длину, с дырочками), жемчугом и разными драгоценными камнями. Мастерская «Прикосновение» существует уже более 18 лет, а вышитые ее мастерицами иконы украшают многие храмы России. Также здесь занимаются реставрацией киотов (шкафчик или застекленная полка для икон).

Интересный факт: по словам Горковенко, именно в этом особняке снимали эпизоды для новой версии «Мастера и Маргариты» — здесь был дом Мастера.

Сейчас фондом прорабатывается вопрос организации посещения экспозиции (будет вестись электронная запись на сайте), чтобы вся эта красота стала доступной для москвичей и гостей столицы.

В Москве заново засияли шедевры архитектуры

Внешний вид отреставрированного клуба завода «Каучук».

Третий уникальный исторический объект — клуб завода «Каучук» на Плющихе. Здание клуба, которое представляет собой яркий образец конструктивизма, было построено почти 100 лет назад для работников завода по проекту русского архитектора с мировым именем Константина Мельникова. Кстати, стены его зрительного зала помнят, как в 1966 году режиссер Эльдар Рязанов снимал здесь эпизоды своего фильма «Берегись автомобиля».

Долгие годы объект находился в руинах. Колоссальную, кропотливую, «вдумчивую и долгую» работу по его реставрации провел Департамент культурного наследия Москвы. «Здание находилось в плачевном состоянии, — рассказала архитектор департамента Ирина Сивцева, которая руководила реставрацией. — Не было никакой отделки, не было полов, были только кирпичные стены. В главном зале были наслоения поздней лепнины советского периода… Главная лестница была облицована каменными современными плитами, были лепные балясины 2000-х годов, окна все сгнили… Сложнее всего было работать с фасадом».

После завершения восстановительных работ, которые длились два года, клуб обрел свою вторую жизнь, став творческим центром для студентов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова. Директор центра Олеся Касьянова рассказала, как они обживают это историческое место. «Мы обрели наконец свой творческий дом, чему несказанно рады, — поведала она. — Открылся клуб для нас в декабре, и за это время мы уже провели более 50 различных мероприятий. Сцена никогда не пустует». Это и молодежный театр, и вокальные, и танцевальные секции, и кружки… По словам директора, скоро это место будет называться Театральный центр на Плющихе, на его сцене будут давать спектакли различные российские коллективы.

Отрадно, что все больше исторических и культурных объектов нашей страны, в частности московские, возрождается из пепла словно птица Феникс, и находят свое место в современной жизни столицы, становясь для каких-то организаций родным домом, хранящим историческую ауру Москвы.

Источник: www.mk.ru

Комментарии закрыты.